300 буддистов из 29 стран проехали 10 452 километра по Транссибирской магистрали
За две недели группа из почти 300 паломников из 29 стран мира вместе с буддийским Ламой Оле Нидалом проехала 10 452 километра на поезде по Транссибирской магистрали...
Обновленная экспозиция включает в себя множество редчайших произведений буддийского искусства – скульптуры, тханки, ступы, предметы культа. Среди уникальных экспонатов выставки – тханка «Будда Шакьямуни», выполненная Десятым Кармапой. Именно она была показана Семнадцатому Кармапе Тхае Дордже во время его визита в Эрмитаж в 2009 году. Всего на выставке представлено около тысячи образцов материальной культуры и искусства из различных регионов Центральной Азии – Восточного Туркестана, провинций Китая, Монголии и Тибета.
Памятникам Восточного Туркестана посвящена отдельная галерея в экспозиции (зал 359). Вниманию посетителей предложены древнейшие образцы буддийского искусства из Турфанского, Карашарского и Кучарского оазисов и Хотана. Именно через эти оазисы в первом тысячелетии проходил Великий Шелковый путь, связывающий западный мир и Центральную Азию с Китаем. По Великому Шелковому пути не только шли торговые караваны, но и распространялся буддизм из Индии через Центральную Азию в Китай. Буддизм оказал огромное влияние на культуру оазисных государств – все первое тысячелетие прошло под знаком распространения буддийской культуры. И сегодня Эрмитаж экспонирует богатое культурное наследие оазисных княжеств Восточного Туркестана во всем его многообразии. Здесь и глиняные рельефные изображения Будд и Бодхисаттв – крупная скульптура и миниатюрные образы из Хотана, яркие красочные тханки и росписи из пещерных буддийских монастырей Турфанского оазиса, а также росписи «Джатака о тигрице» (древнейший памятник в экспозиции), «Бодхисаттвы и монахи из сцены проповеди», «Осада Кушинагары» – из Карашарского оазиса.
В следующих двух залах экспозиции (360 и 361) вы сможете познакомиться с подлинными артефактами буддийского искусства из пещерного монастыря Могао, находящегося неподалеку от города Дуньхуан в провинции Китая Ганьсу. Это тханки, выполненные на шелке, холсте и бумаге, лепная и расписанная скульптуры, яркие настенные росписи, живописные свитки и знамена. Среди редчайших образцов – знамена с Бодхисаттвой Авалокитешварой (Бодхисаттва Любящие Глаза), тханки с изображением Будды Амитабхи и Чистой страны, пейзаж с сюжетом джатаки о добром сыне. Представленная коллекция дает представление о развитии буддизма в Пещерах тысячи Будд в окрестностях Дуньхуана.
Еще два зала выставки занимают уникальные экспонаты, найденные в мертвом городе Хара-Хото на юге пустыни Гоби. Здесь представлены памятники живописи и скульптуры тангутского государства Западное Ся. Хара-Хото, или Черный город, – монгольское название города, расположенного в низовьях реки Эдзингол в некогда цветущем оазисе. Культура и искусство тангутов занимают «промежуточное» положение между Тибетом и Китаем, для них характерно использование и синтез тибетской, китайской и тибето-китайской художественных традиций. В коллекции Эрмитажа – важнейшие памятники этой уникальной культуры: тханка «Встреча праведника в Чистой земле Будды Амитабхи», скульптура двухголового Будды, тханка «Будда в короне», которая резко выделяется из всей коллекции. На ней Будда изображен с монетой в правой руке, опущенной вдоль тела. Монета китайского типа позволяет точно определить дату создания этого произведения.
Особое место на выставке занимает богатейшая коллекция буддийской серебряной скульптуры Монголии и Тибета, расположившаяся в 364 и 365 залах Эрмитажа. Здесь вы найдете вдохновляющие скульптурные изображения Будды Амитаюса – одиночные и в союзе, Бодхисаттвы Ченрези, Манджушри, Белой Тары, Защитницы Белый Зонт, Демчога, Шестирукого Махакалы. В этой части экспозиции представлены также великолепные образцы монгольской тханкописи. Поскольку из Монголии буддизм распространился в Бурятию и Калмыкию, выставка демонстрирует и произведения бурятского искусства.
Постоянная экспозиция уникальных буддийских скульптур, тханок, предметов культа, ранее хранившихся в запасниках и бывших недоступными для публики, – это действительно бесценный подарок Эрмитажа всему человечеству!