В Музее Востока прошел круглый стол «Официальный буддизм в России – 270 лет пути»
Гостями круглого стола стали ученые-буддологи, представители власти и, конечно, сами буддисты.
Заявление Шамара Ринпоче, держателя линии передачи Карма Кагью, по поводу деятельности Ламы Оле Нидала в качестве учителя на Западе в течение последних 40 лет.
Когда Лама Оле и Ханна стали учениками Его Святейшества Шестнадцатого Кармапы в Непале в 1969 году, мне было 18 лет.
С самого начала они по собственному желанию стали участвовать и помогать в организации многолюдных посвящений, которые проводил Его Святейшество. С тех пор они встречались с ним ежедневно. Во время визитов других посетителей Оле и Ханна ожидали снаружи, но как только у Кармапы появлялось свободное время, их вновь приглашали в его покои. Всякий раз, когда Кармапа давал поучения и посвящения, он относился к Ханне и Оле по-особенному, – сажая их в передний ряд и называя «моя хиппи-парочка».
Когда Ханна и Лама Оле впервые отправились в Румтек, они решили срезать путь и пошли через холмы пешком, поскольку в тот день общественный транспорт не работал. Однако в рисовых полях, откуда сложно выбраться, они заблудились. И тогда перед ними появился ворон, который перелетал с места на место, указывая им путь, пока не показался монастырь. Они шли много часов, но успели прийти до наступления темноты.
С тех пор каждый день Кармапа учил их Дхарме и просил Тенгу Ринпоче помогать ему в этом. Несмотря на то, что я был очень молод, я также давал им наставления – например, объяснения к «Драгоценному украшению освобождения» Гампопы. Кармапа рекомендовал им выполнить четыре Основополагающих упражнения и позже – медитацию Гуру-йоги Восьмого Кармапы.
В то время обновить визу для поездки в Сикким было очень сложно, и поэтому, чтобы не терять времени даром, Кармапа отправил Ламу Оле и Ханну в Сонаду учиться у Калу Ринпоче.
В общей сложности они провели в Гималаях три года, все это время получая объяснения, наставления по практикам и медитируя.
В 1972 году Кармапа попросил их отправиться на Запад, чтобы там знакомить людей с буддизмом. Я помню, как Лама Оле спросил, может ли он учить по-настоящему, ведь он не был монахом и не собирался им становиться. Кармапа подтвердил, что Ламе Оле следует учить Дхарме с позиции мирянина, выступая, таким образом, в роли Бодхисаттвы-Геньена, и отправил их домой, написав рекомендательное письмо на имя королевы Дании Маргарет II.
Вернувшись в Данию, Ханна и Лама Оле потратили свое наследство на покупку дома, в котором разместили только что основанный Доверительный фонд Карма Кагью, создав, таким образом, первый буддийский центр в Копенгагене. Именно в это время Его Святейшество Далай-лама впервые посетил Европу. Его Святейшество провел инаугурацию центра, что стало выдающимся событием.
Согласно пожеланию Кармапы, Лама Оле начал основывать центры Карма Кагью в западном мире. К 1991 году было образовано уже 94 центра, которые он символически преподнес Благотворительному фонду Кармапы в Сиккиме – организации, созданной Шестнадцатым Кармапой для управления активами Карма Кагью. Вскоре после этого, с возникновением спора о титуле Кармапы, Лама Оле был вынужден защитить центры от возможных притязаний сторонников Ургьена Тринле – кандидата на титул Кармапы, одобренного китайскими властями. По этой причине Лама Оле создал организацию «Алмазный путь».
По сей день Оле Нидал является подлинным Ламой, и передает поучения в точности так, как получил их сам от Шестнадцатого Кармапы, Калу Ринпоче, Тенги Ринпоче и от меня самого. Я видел, например, как он напоминал людям, стоящим в очереди на благословение, чтобы они не клали неупакованные изображения Будда-аспектов в задние карманы одежды.
Сегодня Лама Оле следует советам Семнадцатого Гьялвы Кармапы Тхае Дордже – например, не употребляет мясо в полнолуние.
Часто Лама Оле собственным примером мотивирует своих учеников к правильным действиям. Так, в последнее время он приветствует в них умеренность по отношению к алкоголю, и с этой целью сам перестал его употреблять.
Согласно моим наблюдениям, Лама Оле критикует радикальную форму ислама с 70-х – начала 80-х годов. Несмотря на публичные заявления о своих опасениях на этот счет, он никогда не занимался организацией каких-либо политических или антирелигиозных движений. Вместо этого часто просил нас молиться и делать благопожелания. И сегодня, после множества ненужных убийств, многим в мире стало понятно, почему он озабочен этой проблемой. В целом, не стоит проводить дискриминацию по отношению к кому бы то ни было, однако если существует угроза со стороны радикальной религии или политической идеологии, из лучших побуждений следует предупреждать об этом людей. И если кто-то, видя опасность и движимый чистым настроем, по своей воле указывает на нее, то с буддийской точки зрения такой поступок не является вредным.
Заниматься поиском изъянов в человеческом поведении можно бесконечно, и в духовном мире есть множество примеров такого рода. Однако в случае Ламы Оле я не вижу злоупотребления положением учителя. Буддийские центры Алмазного пути свободны от каких-либо скандалов или сфабрикованных поучений.
Я хочу выразить свою благодарность Ламе Оле за его сорокалетний труд по передаче Учения Будды на благо всех существ. И делаю пожелания, чтобы деятельность Ламы Оле продолжала расширяться.
Ваш Шамар Ринпоче