Этой традиции следует большинство тибетских календарей (в том числе те, которые получают буддисты на Мёнламе). Согласно тибетскому календарю традиции Цурпху, который создал Третий Кармапа Рангджунг Дордже, а также «Сокровищнице Познаваемого» Джамгёна Конгтрула Лодрё Тхае, Будда Шакьямуни родился на 8-й лунный день 4-го месяца (14 мая). Также есть традиция астрологических исчислений, по которой считается, что Будда родился, достиг Просветления и ушел в паринирвану (состояние вне круговорота существования и односторонней нирваны) на 15-й лунный день 4-го месяца, что в 2016 году соответствует 21 мая.
Все эти праздники отмечаются в священный буддийский месяц Сага Дава (в 2016 году он начался 7 мая), или «месяц тысячекратного приумножения», когда во множество раз увеличиваются результаты, или следствия, всех деяний — как от неблагих намерений и поступков, так равно и от действий, направленных на благо всех существ.
Будда Шакьямуни (около 560-478/80 гг. до н.э.) — четвертый из тысячи Будд нашей исторической эпохи. Согласно Бхадракалпика-сутре, в нашу мировую эпоху появятся 1000 Будд. По-тибетски «Будда» называется «Санггье», что буквально значит «Пробужденный» или «Просветленный», то есть тот, кто полностью очистил все завесы в уме и раскрыл его качества (особенно — совершенное всеведение), его достоинства и природу (Будда-природу, тиб. де шин шег па), которой обладают все чувствующие существа.
Будда (тиб. Шакья Тхубпа, «Просветленный из рода шакьев») не был ни богом, ни пророком. Это реальная историческая личность, чье первоначальное имя было Сиддхартха Гаутама, а родителями — королевская семья, принадлежавшая к касте кшатриев, знатных владетельных воинов. Они не были заинтересованы в духовных поисках сына: им нужен был сильный наследник, способный прославить род. Было решено скрывать от Сиддхартхи все страдания и несовершенства этого мира, воспитывая его в роскоши и абсолютном благополучии, всечасно уберегая от философских размышлений. Поэтому царевич рос в исключительных условиях, ничего не зная о действительности. Однако в 29 лет Сиддхартха все-таки покинул пределы дворца и был потрясен, встретив старика, больного и покойника. Эти страдания перевернули его представления о жизни и счастье, которые на самом деле являются непостоянными и изменчивыми — как и всё в окружающем мире. Бесстрашные и усердные духовные поиски привели Сиддхартху к осознанию того, что природа ума неразрушима и бесконечно богата, а ум безграничен и неличностен. Так в 35 лет царевич Сиддхартха, достигнув Просветления, стал Буддой. Затем в течение 45 лет Будда мудро, без догм, передавал свой опыт людям, обладающим совершенно разными качествами, помогая им прийти к очищению омрачений, совершенству и раскрытию потенциала тела, речи и ума с помощью соответствующих индивидуальным особенностям учеников методов и поучений.
Сам Будда не называл свое Учение буддизмом. Он говорил «Дхарма» (санскр. «истина», «природа всего сущего»). Дхарма, или Учение Будды, — это 84 000 поучений и методов, ведущих от страдания к Освобождению и Просветлению, постижению истинной реальности.
В 80 лет Будда ушел в паринирвану, сказав перед смертью: «Я ухожу счастливым, потому что не скрыл в ладони ничего, что могло бы быть вам полезным. Не верьте ни единому слову только потому, что так говорил Будда — проверяйте все учения на собственном опыте, будьте путеводным светильником сами себе». Поэтому буддизм невозможно определять только как религию, философию или какую-то другую категорию учений, находящуюся за пределами обычной жизни. Буддизм приносит мир в разум человека и вдохновляет прожить эту жизнь с большой пользой для себя и других, развивая сочувствие и мудрость.