Первый Кармапа Дюсум Кхьенпа

Первый Кармапа Дюсум Кхьенпа

Дюсум Кхьенпа родился в году Железного Тигра (1110 г.) на снежном горном хребте Трешу, что в местности До Кхам. Первые наставления в Дхарме он получил от родителей, которые и сами достигли больших успехов в практике Учения Будды. Когда Дюсуму Кхьенпе исполнилось одиннадцать лет, в видении пред ним предстала Махакали, женская форма защитной энергии. Ее появление послужило знаком необычайных духовных возможностей мальчика.

Спустя пять лет Дюсум Кхьенпа стал послушником в монашеской общине. Под руководством мастера Джамарвы Чапы Чёкьи Сэнге он начал изучать махаянские тексты традиции Йогачара, автором которых был великий философ Асанга. Тогда же молодой послушник глубоко вник в произведения Нагарджуны и Чандракирти, посвященные Мадхьямаке. В этом ему помог переводчик по имени Пацаб Ньима Драг, а Геше Шаварапа из традиции Кадам дал некоторые тантрические поучения.

В двадцатилетнем возрасте Дюсум Кхьенпа принял полное посвящение в монашество от настоятеля Мала Дулдзина и остался у него на некоторое время, чтобы изучить положения Винайи [1]. Великий переводчик Га дал ему поучения о тантре «Калачакра» и доктрине «Пути и плода» (тиб.: lam ‘bras), происходящей от индийского махасиддхи Вирупы [2].

Когда Дюсуму Кхьенпе исполнилось тридцать лет, он отправился в Даг Лха Гампо, чтобы отыскать Гампопу, держателя линии преемственности Кагью, и стать его учеником. При встрече Гампопа посвятил своего нового ученика в тонкости «постепенного пути» (тиб.: lam rim) традиции Кадам и велел проделать его в качестве подготовительной практики.

Практикуй так же, как я, – добавил Гампопа.

После того как Дюсум Кхьенпа прошел это основополагающее обучение пути Сутры, Гампопа разрешил ему медитировать на йидама Хеваджру. Во время посвящения Дюсум Кхьенпа увидел, как Гампопа превратился в световое тело самого Хеваджры.

Позднее, по совету своего Учителя, Дюсум Кхьенпа на девять месяцев удалился в отшельничество, чтобы практиковать медитацию успокоения ума (тиб.: zhi gnas). За период этого отшельничества он ни разу не разъединил ладони на время, достаточно долгое для того, чтобы на них высох пот. Гампопа признал в нем самого одаренного из всех своих учеников и обучил медитации проникающего видения (тиб.: lhag mthong). Ее Дюсум Кхьенпа практиковал три года, пока его постижение не выросло настолько, что могло сравниться с силой солнечных лучей, рассеивающих облака. Тогда Гампопа сказал ему:

Ты разорвал связь с обусловленным существованием. Теперь ты не вернешься в сансару.

Передав Дюсуму Кхьенпе устные наставления по Махамудре и поучения о символическом женском Будда-аспекте Ваджрайогини, Гампопа велел ему практиковать их в местечке Кампо Гангра, расположенном в Кхаме, и предсказал, что именно там он достигнет Просветления.

Дюсум Кхьенпа вначале приехал в Шау Таго, соорудил там небольшой уединенный домик, назвав его Друб Жи Денса (квадратное сиденье), и в нем практиковал Махамудру. Эта практика принесла ему постижение неразделимости сансары и нирваны (тиб.: ‘khor ‘das dbyer med). Потом до него дошли слухи, что его Учитель ушел из жизни, и он вернулся в монастырь Даг Лха Гампо, где имел видение, что Гампопа появился в небе перед ним.

Тогда Дюсум Кхьенпа вспомнил о том, как Учитель просил его медитировать в Кампо Гангра, и ему привиделось, что живущий там защитник гор Кампо Дордже Палцег, воплощение стихийной энергии тех мест, приглашает его к себе. Другой ученик Гампопы Пхагмодрупа, чьи ученики впоследствии основали восемь второстепенных подшкол Кагью, отговаривал Дюсума Кхьенпу от этого предприятия, говоря:

– Если ты отправишься в Кхам, тебе придется давать много посвящений, и это сократит твою жизнь.

– Спасибо, – ответил Дюсум Кхьенпа. – Это добрый совет, но я все равно проживу восемьдесят четыре года, что бы я ни делал.

В пятидесятилетнем возрасте он прибыл в Кампо Ненанг – и там сразу же достиг Просветления во время практики йоги сновидения. Он постиг сущностную тождественность дня и ночи, сна и яви, медитации и повседневной жизни. Это достижение соответствовало четвертому уровню Махамудры, называемому «немедитация» (тиб.: bsgom med) [3].

Момент достижения Дюсумом Кхьенпой Просветления был отмечен появлением множества дакинь, которые поднесли ему в дар ваджрную Черную корону, сплетенную из их волос. Говорят, что эта корона все время присутствует над головами всех воплощений Кармап, указывая на постижение природы реальности.

Тогда же перед Дюсумом Кхьенпой в видении появились мандала Йидама Хеваджры, состоящая из девяти фигур, мандала его партнерши Найратмьи, состоящая из пятнадцати фигур, и многие другие Будда-аспекты. Благодаря полному освоению йоги сновидения [4], Дюсум Кхьенпа во сне перенесся на Цейлон, где получил посвящение в духовную практику Йидама Чакрасамвары от тантрического йогина Ваджрагханты [5], а затем посетил Тушиту – духовную страну Майтрейи, Будды будущего, который объяснил ему там обеты Бодхисаттвы.

В Кампо Ненанге Дюсум Кхьенпа прожил восемнадцать лет, в течение которых построил монастырь и отшельническое поселение. Слава о его духовных достижениях широко распространилась, и именно тогда он стал известен как Дюсум Кхьенпа (тиб.: dus gsum mkhyen pa), что переводится как Знающий Три Времени (прошлое, настоящее и будущее) и означает, что благодаря своему пониманию нерожденной природы ума он преодолел все ограничения времени.

Вскоре ученый из Кашмира по имени Сакья Шри [6], специально приглашенный в Тибет для учреждения в монашеском сообществе новой традиции упорядоченного посвящения в духовный сан, объявил Дюсума Кхьенпу «Активностью всех Будд», или Кармапой, появление которого было предсказано в «Самадхираджа-сутре». Это мнение поддержал Лама Жанг, основатель школы Цалпа Кагью. Немного позже оба эти учителя заявили, что Дюсум Кхьенпа, кроме того, воплощал в себе принцип просветленного сочувствия, или сострадания (санскр.: Авалокитешвара, Бодхисаттва Любящие Глаза) [7], и что после окончания эпохи пятого Будды Майтрейи Лама Кармапа переродится как Будда Симха.

Однажды, на семьдесят пятом году жизни, Кармапа прибыл в местность Дрелонг, расположенную в Кхаме. В то время она была охвачена многочисленными распрями и противоречиями. Его Святейшество успокоил давно враждовавшие стороны, и на некоторое время там воцарился мир. Кроме того, он очень много трудился, помогал больным, излечивал многие болезни, включая слепоту и паралич. Целебная сила его сочувствия была очень велика. Он основал еще два монастыря, один в Маркхаме, а другой – в Карма Гёне, где ему встретился Дрогён Речен, ставший главным учеником и держателем традиции Кармапы.

На склоне лет Дюсум Кхьенпа, следуя пожеланиям своего учителя Гампопы, возвратился в Даг Лха Гампо. Он поднес монастырю дары, отремонтировал несколько зданий и некоторое время выступал с поучениями перед монашеской общиной. Позднее Кармапа учредил в монастыре Цурпху свою главную резиденцию – она сохраняла за собой этот статус вплоть до 1959 года. Настоятель монастыря Бодхгайя, находящегося в Индии, прислал в Цурпху ритуальный музыкальный инструмент в виде белой раковины, в знак своего почтения и благодарности Дюсуму Кхьенпе за его мощное проявление как учителя Дхармы.

Находясь в Цурпху, Дюсум Кхьенпа положил конец полемике с участием Ламы Жанга из школы Цалпа Кагью. Лама Жанг, будучи великим йогином и правителем княжества Цалпа, обладал в то же время весьма агрессивной натурой, умиротворить которую был способен лишь Кармапа.

Однажды ночью, практикуя йогу сновидения, Дюсум Кхьенпа получил от тантрического йогина Индрабхути [8] передачу духовной практики Ваджрайогини с четырьмя лицами и двенадцатью руками.

Вскоре после этого он пережил еще один визуальный опыт встречи с формой Будды – на этот раз поучения ему дала сама Ваджрайогиня. Кармапа поделился полученными наставлениями со своими учениками, но очень скоро ему приснилось, что перед ним появились пять девушек в красных одеждах и драгоценностях и сказали:

Давать тайные поучения Ваджраяны следует не всякому, кто просит об этом.

Через несколько дней Дюсум Кхьенпа снова учил группу людей, и ночью после этого пять девушек вновь появились перед ним во сне со словами:

Мы посланники принцессы Лакшминкары [9]. Не следует давать тайные поучения Ваджраяны всем без исключения, кто просит о них.

Спустя еще три дня Кармапа давал наставления Ламе Кхампе Кунгве, и ночью девушки снова явились ему во сне – сидя верхом на белых облаках, они говорили:

Мы же велели тебе учить тайной Ваджраяне избирательно, а ты нас не послушался.

Прошло три месяца, и перед смертью Кармапы Дюсума Кхьенпы появилось огромное количество радуг, ощущались легкие подземные толчки, слышался грохот – люди говорили, что невидимые Дакини играют на барабанах. Игра стихий явно возвещала некое значительное событие. В возрасте восьмидесяти четырех лет, в первый день года Водяного Быка (1194 г.) Дюсум Кхьенпа вверил монастырь Цурпху вместе со всеми книгами и реликвиями заботе своего главного ученика Дрогёна Речена. Еще он вручил Дрогёну письмо, в котором предсказывал обстоятельства рождения следующего Кармапы. Все свои обладания Дюсум Кхьенпа раздал общинам Кагью.

Утром третьего дня нового года Дюсум Кхьенпа в последний раз наставлял своих учеников в Дхарме. Затем он сел, устремил взор в небо и погрузился в медитацию. В полдень Кармапы не стало.

Через неделю, во время посмертных ритуалов многие люди переживали различные видения. Некоторые видели тело Кармапы в клубах дыма, поднимавшихся над погребальным костром, другие – много солнц в небе и даков с дакинями, танцующих среди этих солнц.

Когда развеялся дым костра, среди золы ученики Кармапы обнаружили совершенно невредимыми его сердце и язык – символы его любви ко всем существам и его глубоких поучений. Нашлись также кусочки костей Кармапы, на которых виднелись семенные слоги, и другие реликвии.

Пепел, оставшийся после кремации, положили в ступу, сооруженную по образцу ступы Дханьякатака в Южной Индии, где Будда Шакьямуни давал поучения о Калачакре. Эту ступу с реликвиями Кармапы разместили в монастыре Цурпху.

У Дюсума Кхьенпы было много учеников, достигших совершенства в практике. Благодаря их усилиям все его наследие сохранилось в школе Камцанг Кагью, а многие наставления проникли и в другие традиции. Держателем его линии преемственности стал Дрогён Речен, который затем передал эту функцию Помдрагпе, а тот в свою очередь – Второму Кармапе. Четверо важных Лам, обучавшихся у Кармапы, основали другие линии передачи: Таглунг Тхагпа заложил основы школы Таглунг Кагью; Лингдже Репа, великий практик Махамудры, стал духовным прародителем линии Другпа Кагью, а Цангпа Гьяре – ее непосредственным основателем; наконец, Лама Кадампа Дешег создал школу Катог Ньингма. Другие пятеро учеников развили необычайные способности: Дечунг Сангье прославился телепатическим даром, Дагден Батса – чудесами, Тава Кадампа впечатлял всех своими действиями Бодхисаттвы, Дрогён Речен – силой своего благословения, а Ге Чуцюн – глубиной постижения истины.


Примечания
  1. Винайя – первая из Трех корзин (Трипитаки) Учения Будды. Она содержит правила жизни в монашеской общине (Сангхе) и советы относительно поведения мирских последователей Дхармы.
  2. Вирупа был одним из самых совершенных и влиятельных из восьмидесяти четырех махасиддхов в средневековой Индии. Начав свой духовный путь в качестве монаха и ученого в Викрамашиле, знаменитом монастырском университете, он впоследствии отказался от обетов и стал вести образ жизни тантрического йогина. Под влиянием видения Будды Ваджрадхары (Держателя Алмаза) он разработал доктрину «Путь и плод», которая позднее легла в основу тибетской традиции Сакья.
  3. Немедитация (тиб.: bsgom med) – четвертая и наивысшая ступень пути Махамудры, на которой йогин преодолевает границы понятий «медитация» и «достижение». На этом уровне весь мир явлений возникает как сущность Великой печати.
  4. Йога сновидений – один из аспектов ануттара-йога-тантры, в котором практикующий расширяет свое осознавание за счет понимания и преобразования сновидений. Отдельные практики этой йоги связаны с определенными Будда-аспектами, такими как Амитабха и Тара. Это упражнение входит также в систему Шести йог Наропы.
  5. Ваджрагханта (1126–1225) – один из восьмидесяти четырех махасиддхов. Он прославился своими магическими способностями, и его имя ассоциируется, прежде всего, с тантрой «Чакрасамвара».
  6. Сакья Шри (1145–1225) – чрезвычайно высокообразованный кашмирский пандит, которого пригласили в Тибет, чтобы ввести там упорядоченную систему принятия монашеских обетов. Он стал коренным учителем Сакья Пандиты Кюнга Гьялцена, который и распространил его влияние.
  7. Бодхисаттва Любящие Глаза (Авалокитешвара) – воплощение сочувствия, сострадания всех Будд, духовный сын и помощник Будды Безграничного Света (Амитабхи), входит в его семейство Лотоса.
  8. Индрабхути (VIII век) – один из восьмидесяти четырех махасиддхов, или тантрических йогинов. Он правил страной Уддияной, что располагалась к северо-западу от Индии, и стал приемным отцом Падмасамбхавы. Его имя ассоциируется с традицией ануттара-йога-тантры.
  9. Царевна Лакшминкара, сестра царя Индрабхути, – йогиня, обладавшая высшими совершенствами. Ее перу принадлежит тантрический текст «Джнянасиддхи». См. биографическую статью Dr. R. Ray. Loka 2: A Journal from Naropa Institute (New York: Anchor Press/Doubleday, 1976

Материал из книги Карма Тринле «История Кармап Тибета».