Первый Кармапа Дюсум Кхьенпа
Первый Кармапа Дюсум Кхьенпа
Дюсум Кхьенпа родился в году Железного Тигра (1110 г.) на снежном горном хребте Трешу, что в местности До Кхам. Первые наставления в Дхарме он получил от родителей, которые и сами достигли больших успехов в практике Учения Будды. Когда Дюсуму Кхьенпе исполнилось одиннадцать лет, в видении пред ним предстала Махакали, женская форма защитной энергии. Ее появление послужило знаком необычайных духовных возможностей мальчика.
Спустя пять лет Дюсум Кхьенпа стал послушником в монашеской общине. Под руководством мастера Джамарвы Чапы Чёкьи Сэнге он начал изучать махаянские тексты традиции Йогачара, автором которых был великий философ Асанга. Тогда же молодой послушник глубоко вник в произведения Нагарджуны и Чандракирти, посвященные Мадхьямаке. В этом ему помог переводчик по имени Пацаб Ньима Драг, а Геше Шаварапа из традиции Кадам дал некоторые тантрические поучения.
В двадцатилетнем возрасте Дюсум Кхьенпа принял полное посвящение в монашество от настоятеля Мала Дулдзина и остался у него на некоторое время, чтобы изучить положения Винайи [1]. Великий переводчик Га дал ему поучения о тантре «Калачакра» и доктрине «Пути и плода» (тиб.: lam ‘bras), происходящей от индийского махасиддхи Вирупы [2].
Когда Дюсуму Кхьенпе исполнилось тридцать лет, он отправился в Даг Лха Гампо, чтобы отыскать Гампопу, держателя линии преемственности Кагью, и стать его учеником. При встрече Гампопа посвятил своего нового ученика в тонкости «постепенного пути» (тиб.: lam rim) традиции Кадам и велел проделать его в качестве подготовительной практики.
Практикуй так же, как я,– добавил Гампопа.
После того как Дюсум Кхьенпа прошел это основополагающее обучение пути Сутры, Гампопа разрешил ему медитировать на йидама Хеваджру. Во время посвящения Дюсум Кхьенпа увидел, как Гампопа превратился в световое тело самого Хеваджры.
Позднее, по совету своего Учителя, Дюсум Кхьенпа на девять месяцев удалился в отшельничество, чтобы практиковать медитацию успокоения ума (тиб.: zhi gnas). За период этого отшельничества он ни разу не разъединил ладони на время, достаточно долгое для того, чтобы на них высох пот. Гампопа признал в нем самого одаренного из всех своих учеников и обучил медитации проникающего видения (тиб.: lhag mthong). Ее Дюсум Кхьенпа практиковал три года, пока его постижение не выросло настолько, что могло сравниться с силой солнечных лучей, рассеивающих облака. Тогда Гампопа сказал ему:
Ты разорвал связь с обусловленным существованием. Теперь ты не вернешься в сансару.
Передав Дюсуму Кхьенпе устные наставления по Махамудре и поучения о символическом женском Будда-аспекте Ваджрайогини, Гампопа велел ему практиковать их в местечке Кампо Гангра, расположенном в Кхаме, и предсказал, что именно там он достигнет Просветления.
Дюсум Кхьенпа вначале приехал в Шау Таго, соорудил там небольшой уединенный домик, назвав его Друб Жи Денса (квадратное сиденье), и в нем практиковал Махамудру. Эта практика принесла ему постижение неразделимости сансары и нирваны (тиб.: ‘khor ‘das dbyer med). Потом до него дошли слухи, что его Учитель ушел из жизни, и он вернулся в монастырь Даг Лха Гампо, где имел видение, что Гампопа появился в небе перед ним.
Тогда Дюсум Кхьенпа вспомнил о том, как Учитель просил его медитировать в Кампо Гангра, и ему привиделось, что живущий там защитник гор Кампо Дордже Палцег, воплощение стихийной энергии тех мест, приглашает его к себе. Другой ученик Гампопы Пхагмодрупа, чьи ученики впоследствии основали восемь второстепенных подшкол Кагью, отговаривал Дюсума Кхьенпу от этого предприятия, говоря:
– Если ты отправишься в Кхам, тебе придется давать много посвящений, и это сократит твою жизнь.
– Спасибо, – ответил Дюсум Кхьенпа. – Это добрый совет, но я все равно проживу восемьдесят четыре года, что бы я ни делал.
В пятидесятилетнем возрасте он прибыл в Кампо Ненанг – и там сразу же достиг Просветления во время практики йоги сновидения. Он постиг сущностную тождественность дня и ночи, сна и яви, медитации и повседневной жизни. Это достижение соответствовало четвертому уровню Махамудры, называемому «немедитация» (тиб.: bsgom med) [3].
Момент достижения Дюсумом Кхьенпой Просветления был отмечен появлением множества дакинь, которые поднесли ему в дар ваджрную Черную корону, сплетенную из их волос. Говорят, что эта корона все время присутствует над головами всех воплощений Кармап, указывая на постижение природы реальности.
Тогда же перед Дюсумом Кхьенпой в видении появились мандала Йидама Хеваджры, состоящая из девяти фигур, мандала его партнерши Найратмьи, состоящая из пятнадцати фигур, и многие другие Будда-аспекты. Благодаря полному освоению йоги сновидения [4], Дюсум Кхьенпа во сне перенесся на Цейлон, где получил посвящение в духовную практику Йидама Чакрасамвары от тантрического йогина Ваджрагханты [5], а затем посетил Тушиту – духовную страну Майтрейи, Будды будущего, который объяснил ему там обеты Бодхисаттвы.
В Кампо Ненанге Дюсум Кхьенпа прожил восемнадцать лет, в течение которых построил монастырь и отшельническое поселение. Слава о его духовных достижениях широко распространилась, и именно тогда он стал известен как Дюсум Кхьенпа (тиб.: dus gsum mkhyen pa), что переводится как Знающий Три Времени (прошлое, настоящее и будущее) и означает, что благодаря своему пониманию нерожденной природы ума он преодолел все ограничения времени.
Вскоре ученый из Кашмира по имени Сакья Шри [6], специально приглашенный в Тибет для учреждения в монашеском сообществе новой традиции упорядоченного посвящения в духовный сан, объявил Дюсума Кхьенпу «Активностью всех Будд», или Кармапой, появление которого было предсказано в «Самадхираджа-сутре». Это мнение поддержал Лама Жанг, основатель школы Цалпа Кагью. Немного позже оба эти учителя заявили, что Дюсум Кхьенпа, кроме того, воплощал в себе принцип просветленного сочувствия, или сострадания (санскр.: Авалокитешвара, Бодхисаттва Любящие Глаза) [7], и что после окончания эпохи пятого Будды Майтрейи Лама Кармапа переродится как Будда Симха.
Однажды, на семьдесят пятом году жизни, Кармапа прибыл в местность Дрелонг, расположенную в Кхаме. В то время она была охвачена многочисленными распрями и противоречиями. Его Святейшество успокоил давно враждовавшие стороны, и на некоторое время там воцарился мир. Кроме того, он очень много трудился, помогал больным, излечивал многие болезни, включая слепоту и паралич. Целебная сила его сочувствия была очень велика. Он основал еще два монастыря, один в Маркхаме, а другой – в Карма Гёне, где ему встретился Дрогён Речен, ставший главным учеником и держателем традиции Кармапы.
На склоне лет Дюсум Кхьенпа, следуя пожеланиям своего учителя Гампопы, возвратился в Даг Лха Гампо. Он поднес монастырю дары, отремонтировал несколько зданий и некоторое время выступал с поучениями перед монашеской общиной. Позднее Кармапа учредил в монастыре Цурпху свою главную резиденцию – она сохраняла за собой этот статус вплоть до 1959 года. Настоятель монастыря Бодхгайя, находящегося в Индии, прислал в Цурпху ритуальный музыкальный инструмент в виде белой раковины, в знак своего почтения и благодарности Дюсуму Кхьенпе за его мощное проявление как учителя Дхармы.
Находясь в Цурпху, Дюсум Кхьенпа положил конец полемике с участием Ламы Жанга из школы Цалпа Кагью. Лама Жанг, будучи великим йогином и правителем княжества Цалпа, обладал в то же время весьма агрессивной натурой, умиротворить которую был способен лишь Кармапа.
Однажды ночью, практикуя йогу сновидения, Дюсум Кхьенпа получил от тантрического йогина Индрабхути [8] передачу духовной практики Ваджрайогини с четырьмя лицами и двенадцатью руками.
Вскоре после этого он пережил еще один визуальный опыт встречи с формой Будды – на этот раз поучения ему дала сама Ваджрайогиня. Кармапа поделился полученными наставлениями со своими учениками, но очень скоро ему приснилось, что перед ним появились пять девушек в красных одеждах и драгоценностях и сказали:
Давать тайные поучения Ваджраяны следует не всякому, кто просит об этом.
Через несколько дней Дюсум Кхьенпа снова учил группу людей, и ночью после этого пять девушек вновь появились перед ним во сне со словами:
Мы посланники принцессы Лакшминкары [9]. Не следует давать тайные поучения Ваджраяны всем без исключения, кто просит о них.
Спустя еще три дня Кармапа давал наставления Ламе Кхампе Кунгве, и ночью девушки снова явились ему во сне – сидя верхом на белых облаках, они говорили:
Мы же велели тебе учить тайной Ваджраяне избирательно, а ты нас не послушался.
Прошло три месяца, и перед смертью Кармапы Дюсума Кхьенпы появилось огромное количество радуг, ощущались легкие подземные толчки, слышался грохот – люди говорили, что невидимые Дакини играют на барабанах. Игра стихий явно возвещала некое значительное событие. В возрасте восьмидесяти четырех лет, в первый день года Водяного Быка (1194 г.) Дюсум Кхьенпа вверил монастырь Цурпху вместе со всеми книгами и реликвиями заботе своего главного ученика Дрогёна Речена. Еще он вручил Дрогёну письмо, в котором предсказывал обстоятельства рождения следующего Кармапы. Все свои обладания Дюсум Кхьенпа раздал общинам Кагью.
Утром третьего дня нового года Дюсум Кхьенпа в последний раз наставлял своих учеников в Дхарме. Затем он сел, устремил взор в небо и погрузился в медитацию. В полдень Кармапы не стало.
Через неделю, во время посмертных ритуалов многие люди переживали различные видения. Некоторые видели тело Кармапы в клубах дыма, поднимавшихся над погребальным костром, другие – много солнц в небе и даков с дакинями, танцующих среди этих солнц.
Когда развеялся дым костра, среди золы ученики Кармапы обнаружили совершенно невредимыми его сердце и язык – символы его любви ко всем существам и его глубоких поучений. Нашлись также кусочки костей Кармапы, на которых виднелись семенные слоги, и другие реликвии.
Пепел, оставшийся после кремации, положили в ступу, сооруженную по образцу ступы Дханьякатака в Южной Индии, где Будда Шакьямуни давал поучения о Калачакре. Эту ступу с реликвиями Кармапы разместили в монастыре Цурпху.
У Дюсума Кхьенпы было много учеников, достигших совершенства в практике. Благодаря их усилиям все его наследие сохранилось в школе Камцанг Кагью, а многие наставления проникли и в другие традиции. Держателем его линии преемственности стал Дрогён Речен, который затем передал эту функцию Помдрагпе, а тот в свою очередь – Второму Кармапе. Четверо важных Лам, обучавшихся у Кармапы, основали другие линии передачи: Таглунг Тхагпа заложил основы школы Таглунг Кагью; Лингдже Репа, великий практик Махамудры, стал духовным прародителем линии Другпа Кагью, а Цангпа Гьяре – ее непосредственным основателем; наконец, Лама Кадампа Дешег создал школу Катог Ньингма. Другие пятеро учеников развили необычайные способности: Дечунг Сангье прославился телепатическим даром, Дагден Батса – чудесами, Тава Кадампа впечатлял всех своими действиями Бодхисаттвы, Дрогён Речен – силой своего благословения, а Ге Чуцюн – глубиной постижения истины.
Примечания
- Винайя – первая из Трех корзин (Трипитаки) Учения Будды. Она содержит правила жизни в монашеской общине (Сангхе) и советы относительно поведения мирских последователей Дхармы.
- Вирупа был одним из самых совершенных и влиятельных из восьмидесяти четырех махасиддхов в средневековой Индии. Начав свой духовный путь в качестве монаха и ученого в Викрамашиле, знаменитом монастырском университете, он впоследствии отказался от обетов и стал вести образ жизни тантрического йогина. Под влиянием видения Будды Ваджрадхары (Держателя Алмаза) он разработал доктрину «Путь и плод», которая позднее легла в основу тибетской традиции Сакья.
- Немедитация (тиб.: bsgom med) – четвертая и наивысшая ступень пути Махамудры, на которой йогин преодолевает границы понятий «медитация» и «достижение». На этом уровне весь мир явлений возникает как сущность Великой печати.
- Йога сновидений – один из аспектов ануттара-йога-тантры, в котором практикующий расширяет свое осознавание за счет понимания и преобразования сновидений. Отдельные практики этой йоги связаны с определенными Будда-аспектами, такими как Амитабха и Тара. Это упражнение входит также в систему Шести йог Наропы.
- Ваджрагханта (1126–1225) – один из восьмидесяти четырех махасиддхов. Он прославился своими магическими способностями, и его имя ассоциируется, прежде всего, с тантрой «Чакрасамвара».
- Сакья Шри (1145–1225) – чрезвычайно высокообразованный кашмирский пандит, которого пригласили в Тибет, чтобы ввести там упорядоченную систему принятия монашеских обетов. Он стал коренным учителем Сакья Пандиты Кюнга Гьялцена, который и распространил его влияние.
- Бодхисаттва Любящие Глаза (Авалокитешвара) – воплощение сочувствия, сострадания всех Будд, духовный сын и помощник Будды Безграничного Света (Амитабхи), входит в его семейство Лотоса.
- Индрабхути (VIII век) – один из восьмидесяти четырех махасиддхов, или тантрических йогинов. Он правил страной Уддияной, что располагалась к северо-западу от Индии, и стал приемным отцом Падмасамбхавы. Его имя ассоциируется с традицией ануттара-йога-тантры.
- Царевна Лакшминкара, сестра царя Индрабхути, – йогиня, обладавшая высшими совершенствами. Ее перу принадлежит тантрический текст «Джнянасиддхи». См. биографическую статью Dr. R. Ray. Loka 2: A Journal from Naropa Institute (New York: Anchor Press/Doubleday, 1976
Материал из книги Карма Тринле «История Кармап Тибета».