Ступа как присутствие Будды

Алексей Акулов, Яна Кузнецова

В июле 2018 года Джигме Ринпоче посетил Волгоград; там он провел инаугурацию Ступы Просветления в Центральном парке. Он также дал поучения и посвящение на Белую Тару — аспект мудрости и долголетия. Это был первый визит Джигме Ринпоче в Россию. В своем плотном графике Ринпоче нашел время, чтобы дать интервью нашему журналу. 

Что самое важное следует знать о ступах?

Ступа показывает присутствие Будды в месте, где она построена, как бы представляет его. Там, где есть присутствие Будды, благословение делает все позитивным. Ступа — это символическая Будда-форма, внутри нее находятся полная мандала, мантры и глубокое благословение. Самая важная часть ступы — это статуя, в которой содержатся буддийские реликвии. Ступа полностью изменяет человеческое сознание: появляется больше стабильности и условий для успокоения ума.

На самом деле наилучшим условием для такого успокоения является понимание Дхармы, а затем практика дает совершенное умиротворение. Благословение, исходящее от ступы, естественным образом изменяет личные концепции и идеи, уменьшает злость по отношению к другим и развивает сочувствие. То есть у людей спонтанно появляются идеи, которые приводят к спокойствию. 

Благословение — это что-то вроде невидимого излучения. Оно активируется, когда люди приходят к ступе, обходят ее по часовой стрелке, медитируют. Затем с помощью ветра энергия посвящения разносится повсюду. Благословление помогает всем существам: и людям, и животным.

Что позитивного может привнести ступа в жизнь волгоградцев?

Я знаю, что Шамар Ринпоче хотел построить ступу в Волгограде, возможно, чтобы она могла повлиять на ситуацию в этом месте. Множество людей здесь страдали, многие погибли — я не только читал об этом, но и смотрел документальные фильмы, фотографии. Чтение дает одно впечатление, но когда смотришь съемки, фотографии, то видишь, насколько сильно здесь страдали невинные люди. Мы говорим о миллионах и миллионах пострадавших. Кроме этого, при бомбежках и других подобных событиях погибает много животных. Поэтому ступа, построенная здесь, принесет много пользы всем людям и существам, которые перенесли здесь страдания.

Как заботиться о ступе после инаугурации? Что нужно делать? 

Заботиться о ступе необходимо. Сейчас мы видим, что люди приходят сюда и медитируют, и это очень хорошо. Повторение молитв, мантр, обход ступы — это основной способ заботы о ней. Многие люди проходят перед ступой и  позитивная связь, благословение начинает работать на ментальном уровне. Если вы приходите, практикуете или даже если просто гуляете вокруг по парку, у вас возникают положительные чувства, всегда положительные. Так что все это служит тому, чтобы активировать благословение, потому что благословение нуждается в большом количестве активности.

Что вы узнали важного, наблюдая за распространением буддизма в Европе?

Самое важное — это люди, связанные с буддизмом. Они уменьшают негативные воздействия, не наносят ущерба или причиняют меньше вреда другим существам — как людям, так и животным. Они знают кое-что о практиках и понимают, насколько важно очистить негативную карму, как развивать свой ум, они знают о благословении Будды и следуют его Учению. Это несет благо всем. Кто-то стремится к Просветлению и практикует более интенсивно, но, в целом, главный эффект заключается в обретении спокойствия ума, развитии доброты, сочувствия и позитивного настроя. Появляется забота о людях и иных существах. Вот к чему пришел буддизм в Европе, как я это вижу.

В 1970-х Кармапа дал мне наставление: «Ты должен поехать в Европу, в небуддийские страны. Если там появится буддийское учение, оно принесет много пользы людям этих стран». Сперва я не знал, о какой пользе идет речь. Но спустя много лет я обнаружил, что в европейских странах и США люди создали хорошие внешние условия жизни, но не знают, какова причина страданий и бед, которые происходят в их жизни. Кроме того, они не знают, каковы средства освобождения от этих страданий, что их порождает. Тысячам людей удалось это изменить. Теперь они не причиняют вреда и меньше манипулируют другими. Как правило, человек пытается навредить кому-то из-за личного интереса, и это может вызывать конфликты и даже развязывать войны. Как только человек начинает понимать буддизм, все эти вещи сходят на нет. Это случается, когда Дхарма проявляется в обычных умных людях из западных стран. Это действительно имеет огромное значение. Я думаю, что увидел самый эффективный, положительный результат буддизма на примере европейских стран.

Не могли бы вы рассказать о деятельности Ламы Оле и Ханны?

Кармапа сказал им: «Вы должны помочь Дхарме в европейских странах». Но они сделали это не только там — они побывали во всем мире. Когда Кармапа говорит, что где-то люди нуждаются в Дхарме, значит это действительно так. Я помню, как Лама Оле и Ханна дали Кармапе обет Бодхисаттвы, и мне кажется, именно тогда они решили развивать Дхарму в Европе. 

Кармапа посоветовал им начать с практики Гуру-йоги, и, когда Лама Оле начал применять это, он увидел, как практика стала спонтанно распространяться повсюду, без каких бы то ни было препятствий. Возможно, какие-то незначительные трудности и случались, но они были невелики. Потому что, как правило, препятствия появляются в результате сомнений. 

Причина успеха кроется в том, что Лама Оле и Ханна решили забыть о себе, старались думать о других и помогать им. Они полностью освободили свою жизнь, всецело посвятив себя Дхарме. Многие хотят сделать что-то полезное, но, если вы не можете полностью отдать себя делу, у вас ничего толком не получится. Благодаря такого рода преданности и полной самоотдаче деятельность Кармапы стала очень успешной.

Мы хотим спросить о мудрости: как можно развивать ее в современной жизни?

Я думаю, что мудрость развивается через получаемое нами Учение Будды. Таким образом появляется базовое знание Дхармы. Затем вы активизируете свой ум, медитируете и благодаря этому потихоньку развиваете мудрость. Как правило, у нас есть рациональный рассудок, но по некоторым причинам наш ум омрачен. Из-за того, что мы изучаем так много всего, мы как бы застряли в своем уме. Не хочу сказать, что это неправильно, — это хорошо, но все же ум слишком вовлечен. Мы также испытываем множество эмоций, и таким образом появляется эмоциональное омрачение. Соответственно, мы не знаем, как еще развиваться, если не через медитацию, соотносящуюся с Учением. Вы начинаете медитировать, основываясь на Учении, и благодаря этому меньше отвлекаетесь, а когда вы меньше отвлекаетесь, ваш ум может сохранять ясность. Когда появляется ясность, подкрепленная Учением, постепенно развивается и мудрость.

Какие чувства вы испытываете к России?

Долгое время я хотел посетить Россию, однако этому постоянно препятствовали обстоятельства, но в этот раз я смог приехать и очень этому рад. Я встречаю много русских в Европе и могу сказать, что они отличные практикующие. Они преданны и приносят большую пользу практике, это несомненно. Благодаря обучению, руководству и наставлениям Ламы Оле каждый очень предан, очень убежден в Дхарме. Это прекрасно, и приятно чувствовать это. Здесь существует более восьмидесяти центров, и это означает, что многие люди работают и приносят пользу Дхарме. Эта страна мне очень интересна.

Что бы вы хотели пожелать практикующим в России?

Я желаю, чтобы у них была возможность продолжать следовать традиции Кармапы; сейчас, в его возрасте, деятельность Кармапы может стать более активной. Сейчас подходящее время для развития, и это полезно для многих. Люди могут получать благословение Кармапы, могут следовать за Учением; оно здесь уже появилось, и его проявление будет развиваться. Это привлекает новых людей в центры в России. 

Я желаю вам продолжать практиковать Гуру-йогу Кармапы. Это несложная, но очень эффективная практика, переданная через Ламу Оле; она легко доступна каждому. И если вы хотите, вы можете продолжать выполнять ее. Я думаю, это важно.


Джигме Ринпоче

Джигме Ринпоче родился в 1949 году на юго-востоке Тибета в области Кхам; он племянник Шестнадцатого Кармапы и брат Кюнзига Шамарпы Ринпоче. В возрасте шести лет Джигме Ринпоче переехал в Цурпху, где с XII века находится главный монастырь Кармап в Тибете, и начал традиционное обучение. В 1959 году вместе с Кармапой, другими ламами и простыми беженцами он покинул Тибет. В последующие годы он жил в монастыре Румтек в Сиккиме, где завершил полное буддийское образование под руководством Кармапы XVI, который называл его «сыном сердца». Кроме того, Ринпоче получил множество поучений и передач от высоких лам традиций Кагью и Ньингма.

Когда в 1974 году Кармапа впервые посетил Европу, ему в дар преподнесли участок земли во Франции площадью около 200 га. Его Святейшество назвал этот участок Дагпо Кагью Линг и избрал его своей резиденцией и центром активности в Европе. Он также назначил Джигме Ринпоче своим духовным представителем, сказав ученикам об этом так: «Вместе с ламой Джигме Ринпоче здесь останется мое сердце». При поддержке других лам Кагью Джигме Ринпоче сразу же приступил к выполнению пожеланий Кармапы: строительству буддийского университета, монастыря, ретритного центра и библиотеки. Все это было успешно выполнено. Сейчас Ринпоче регулярно дает поучения и посвящения в Европе и на других материках. Его ученики ласково называют своего учителя Джигмела.

Перевод с английского Любови Крымовой, Ольги Обрамовой, Натальи Мирошниковой

Этот текст был опубликован в 34 номере журнала «Буддизм.ru»