Лама. Йидам. Защитник. Практические советы по медитации

Нёдо Ринпоче

В августе 2017 года в Карма Гёне, Испания, Гьялва Кармапа XVII Тринле Тхае Дордже передал посвящение на Махакалу, после чего главный ваджрный мастер Кармапы XVII Нёдо Ринпоче согласился рассказать о защитниках, или мощно защищающих аспектах мудрости. Здесь мы изложили отрывки из этого разговора. Журнал «Буддизм.ru» благодарит Мэгги Леннерт, которая подготовила текст вместе с Нёдо Ринпоче и Брюсом Андерхиллом.

Мы собрались здесь, в Карма Гёне, чтобы услышать поучения Дхармы, и я очень ценю это. Большинство из вас или вы все посвящаете свое время буддийским практикам: размышляете над четырьмя основополагающими мыслями[1] в качестве обычных предварительных практик, а также выполняете четыре особые предварительные практики, или нёндро.

Вам очень повезло, потому что Лама Оле так искусно и последовательно знакомит вас с буддизмом: сначала с четырьмя основополагающими мыслями и нёндро, а затем с Гуру-йогой на Кармапу VIII. Очень важно заложить прочное основание буддийской практики. Это начинается с доверия и преданности Будде и Дхарме, с развития сочувствия ко всем существам. Если в вашем случае это так, то вы настоящие буддисты. 

Дхарма Будды обширна. Существует множество практик, которые можно выполнять по мере продвижения к Просветлению. И здесь один из важных аспектов — это отношения между учителем и учеником. Ученик должен обладать доверием и преданностью к своему ламе, а тому стоит проявлять доброту и любовь в отношении своих учеников, а также понимать их жизненные ситуации. Если говорить о Ламе Оле, то благодаря всем его центрам вы действительно можете быть неотделимы от него. Он очень хорошо знает вас и вашу жизнь, поэтому очень важно поддерживать эту связь с ним.

В целом мы с вами похожи — я тоже практикую Дхарму, и меня попросили поделиться знаниями. Есть общие моменты, которые могут быть полезны. Например, важность доверия и преданности к своему ламе и сочувствия ко всем существам.

Одна из главных особенностей линии преемственности Карма Кагью — это то, что мы работаем с так называемым благословением. Много лет назад Кармапа XVI Рангджунг Ригпе Дордже благословил своих основных западных учеников, Ламу Оле и Ханну, и выказал им большое доверие. Благодаря этому он действительно укоренил буддизм на Западе. Все развитие, которое мы сейчас видим, происходит из благословения Кармапы XVI и линии преемственности Карма Кагью. Поэтому я желаю помогать этому всем, чем могу.

У меня сильная связь с Ламой Оле и особенно с Ханной, с которой мы много работали. И я также был очень близок с Шамаром Ринпоче. В силу этих хороших связей мы успешно сотрудничаем. Это похоже на союз ваджрных братьев и сестер, чья совместная деятельность плодотворна. У Ламы Оле большой опыт работы с людьми здесь, на Западе, и я рад поддержать его в этом.

Много лет назад Лопён Цечу Ринпоче приезжал во все центры, основанные Ламой Оле и Ханной, и благословлял всех своими поучениями Дхармы. Потом стал приезжать Шераб Гьялцен Ринпоче, и он тоже дал много поучений. Вы получили так много поучений и так много посвящений, что теперь важно работать со всем этим, применяя на практике. 

Главный Йидам в традиции Карма Кагью — это Ваджрайогини (санскр.), главная Гуру-йога — медитация на Кармапу VIII Микьё Дордже, а главный Защитник — Махакала (санскр.), или Черный Плащ. Но в традиции Карма Кагью медитируют на множество Йидамов и Защитников. Еще один главный Йидам — это Кхорло Демчог (тиб.), или Высшая Радость. Есть такие Йидамы, практики на которых тоже распространены. Например, Гьялва Гьямцо (тиб.), или красный Ченрезиг в союзе (Океан Победоносных); и есть его формы, которые окружены девятью или пятью аспектами.

На Хеваджру (санскр.), или Кье Дордже (тиб.), тоже практикуют нередко, как и на Калачакру (санскр.), который в Тибете носит имя Дю Кхор, или Колесо Времени. Есть еще Кхорва Донг-друг (тиб.) — Любящие Глаза, Сотрясающий Глубины Сансары (это красная одиночная стоящая форма Ченрезига).

Среди Защитников главным считается Махакала, но есть много других, на которых постоянно практикуют во время ритуалов и пудж: формы Махакал с шестью, четырьмя и двумя руками. Махакалу окружает свита, которая упоминается в нашем ежедневном призывании: Нам Тхё Се (тиб.) — Будда богатства и царственный охранитель северного направления, а также Дордже Легпа (тиб.) и Кхарнаг Дордже, чье имя означает Ваджрный Король Черной Цитадели. Он — защитник монастыря Цурпху, исторического места пребывания Кармап в Центральном Тибете. Хорошо их знать, потому что мы обращаемся к ним каждый день в нашей практике, начинающейся со слов «ом ма даг». Все эти просветленные аспекты упомянуты в коротком призывании Махакалы[2].

Там есть не только их имена, но и все части практики: подношения, визуализация и пожелания. Призывание, начинающееся словами «хунг дза», которое мы поем в конце, сочинил Кармапа XVI, поэтому оно очень важно для нас. В больших монастырских учреждениях, таких как Румтек, практики на Защитников выполняют в форме продолжительной пуджи. Пуджи в Румтеке иногда могли длиться до семи дней. А за ними следовали танцы лам. Так практиковать медитацию очень трудно. Есть много форм этой практики: короткая, средняя и длинная. В обычной жизни у вас никогда не будет на все это времени, поэтому Лама Оле поступил очень мудро и дал это вам в виде короткого призывания, содержащего все аспекты и все части практики.

Когда меня назначили ваджрным мастером Румтека, одной из моих обязанностей стало выполнение особых практик на Защитников. Я много медитировал на Махакалу в ретрите. Один из них продолжался шесть месяцев. После него в течение трех лет я проходил короткие ретриты на Махакалу раз в месяц. Если вы попытаетесь выполнять такие сложные медитации, как в этих практиках, то, вероятно, в самом начале вам это не будет удаваться. Поэтому лучше ежедневно делать короткое призывание.

В его тексте говорится, что коренной Лама — это воплощение всех Драгоценностей, всех Йидамов и всех Защитников. Все они в нем. Это очень важно и очень просто. Лама Оле дал очень краткую, но очень мощную и действенную практику. Мне нравится петь это призывание вместе с вами здесь каждый день. Эта практика охватывает все аспекты — Ламу, Йидамов и Защитников. Эти Три корня подобны Трем драгоценностям — Будде, Дхарме и Сангхе. Точно так же как Будда есть источник Дхармы и Сангхи, Лама — это источник Йидамов и Защитников. Они представляют собой путь к Просветлению. Если будем двигаться по нему правильным образом, то придем к этой цели — к состоянию Ваджрадхары (санскр.), или Держателя Алмаза.

Важно практиковать регулярно и без перерывов. Пусть ваша практика будет четкой и ясной — будь то медитация на Любящие Глаза (тиб. Ченрезиг) с повторением мантры ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ, на Освободительницу (санскр. Тара) с повторением мантры ОМ ТАРЕ ТУТТАРЕ ТУРЕ СОХА или на другие аспекты. Действительно сосредотачивайтесь на ней. Это может выглядеть чем-то незначительным, но если выполнять ее регулярно, она принесет действительно хорошие плоды.

К примеру, возьмем практику на Дордже Семпа (тиб.), Алмазный Ум. Иногда люди считают ее чем-то незначительным — просто тем, что делается для того, чтобы прийти к «настоящей практике» на Йидама. Некоторые думают так: «О! Благословение я получу только от Йидама. А сейчас нужно пройти подготовку». Нам не стоит недооценивать практику на Алмазный Ум. Она очищает все негативное в нас и все наши омрачения. Ее успешное завершение (при условии, что вы полностью очистились) ведет к тому, что при выполнении других практик или совершении пожеланий они будут исполняться незамедлительно. 

Какую бы медитацию вы ни делали, вы сразу же увидите ее результаты, если этому предшествовало очищение. Дело в том, что наш «сосуд» должен быть чистым. Есть хороший пример с приготовлением пищи. Если вы хотите им заняться и у вас есть рис, масло и прочие ингредиенты, но нет кастрюли, то что же делать? В руках ведь не сваришь. Очень важно иметь хорошую чистую посуду для готовки. То же самое и с практикой Дхармы. Это называется «иметь чистый сосуд». Быть «чистым сосудом» означает обладать преданностью и чистым доверием к Будде и Учению, а также сочувствием ко всем существам. Без этого можно практиковать что угодно, но не получить результатов. Вот почему важно очиститься с помощью Алмазного Ума, его стослоговой мантры и нектара, который втекает в ваше тело через макушку.

Столкнувшись с препятствиями, вы можете выполнять и практику Тары. Также стоит ежедневно призывать Махакалу. Наряду с этим важно тренироваться в «пребывании в покое», или медитации шинэ (тиб.). Так вы усмирите свой ум, потому что он — источник, корень всего. Трудность в том, что мы с ним не справляемся, не контролируем его. Он делает, что хочет. Поначалу он дик и неуправляем, но по мере его усмирения он действительно становится подвластным вам. Так возникает «чистый сосуд»: успокаивая ум, вы превращаетесь в «чистый сосуд» для Дхармы и можете по-настоящему хорошо использовать эту драгоценную человеческую жизнь.

Устойчивость ума, обретаемая в практике шинэ, помогает прийти к стабильной визуализации в фазе построения в медитации, то есть вы действительно способны отождествляться с определенной Будда-формой. Так благословение ее тела, речи и ума входит в вас, что позволяет двигаться к пониманию Махамудры (санскр.), Великой печати, или Маха-ати (санскр.), Великого совершенства. 

Чтобы приблизиться к Махамудре или Маха-ати, вы действительно должны пройти все предварительные ступени. Практика означает попытку понять природу ума, и ее верное выполнение принесет вам благословение. Если при этом у вас будет возможность получить поучения от такого просветленного мастера, как Кармапа, то вы усвоите его слова, воспримете их как тайные наставления и действительно поймете их смысл. Я очень надеюсь, что все вы будете хорошо практиковать.

И в конце я хотел бы упомянуть о важности того, что во время практики медитации стоит вглядываться в самого себя, а не сосредотачиваться на других. Анализируйте, что в вас происходит. Все, что бы с вами ни случилось, подносите своему коренному Ламе, получайте от него наставления о том, что необходимо делать, и следуйте им. Вот и все, что я хотел сказать.



Нёдо Ринпоче

Досточтимый Нёдо Кучунг Ринпоче является шестым воплощением в линии преемственности Нёдо Кучунг, имеющей большое значение. Нынешний Нёдо Кучунг Ринпоче родился 2 августа 1962 года. Его Святейшество Гьялва Кармапа XVI Рангджунг Ригпе Дордже узнал его в десятилетнем возрасте как перерождение Шедруба Ньедуна Чокьи Сенгге, предыдущего Нёдо Ринпоче, и дал ему имя Карма Тринле Йонгду Кюнкхьяб Палзангпо. В тот же год Дилго Кхьенце Ринпоче формально признал его и наделил одеяниями и титулом.

Главными учителями Ринпоче были Кармапа XVI, Дилго Кхьенце Ринпоче, Досточтимый Рива Салдже Ринпоче и Досточтимый Ургьен Тулку. Кармапа XVI послал Нёдо Ринпоче в Ладакх для обучения ритуалам традиции Карма Кагью. В 1982 году в возрасте двадцати трех лет он вернулся в монастырь Румтек, чтобы пройти ретрит, продлившийся три года и восемь месяцев. После этого успешного ретрита двадцатипятилетний Ринпоче был назначен ваджрным мастером главного монастыря Кармапы XVI в Румтеке. И с этого времени Ринпоче выполняет эти обязанности.

Сейчас Нёдо Ринпоче — главный ваджрный мастер Гьялвы Кармапы XVII Тринле Тхае Дордже. Он ответственен за монахов Кармапы XVI и Шамара Ринпоче, ведет дела линии преемственности Карма Кагью в Сиккиме, а также заботится о своих монастырях линии передачи Нёдо в Кхаме (Тибет) и Сиккиме.

Этот текст был опубликован в 34 номере журнала «Буддизм.ru»